И.
Кукулин. Наш новый киберпанк. Шустрик и Мямлик из Великой
Ордуси.
Критика ван Зайчика становится сообразнее: статья Ильи Кукулина
"Наш новый киберпанк" в НГ-EX LIBRIS отличается
душевным спокойствием и ясностью сознания. 8)))
И. Кукулин книжку читал, и читал не без внимательности
- в отличие от некотОрых (позволю себе ударение на третьем
слоге - в русле идей К. Азадовского) критиков, не удержавших
в руках том, весом в четверть кило. Был том в руках, да на
пол пал потом, там и лежит притом... Кошки бегут - привет
ван Заецу, собаки пройдут - салют ван Заецу, а дети проползут
- так и вовсе вкусят от ван Заеца. Обгрызенную домашними животными
и слегка надкусанную малолетними детьми книжку возьмет в руки
однажды - после уборки жилых помещений - критик, возьмет и,
трудно вглядываясь в изорванные страницы, сохранившиеся где
в четверть, где в осьмушку, изродит-изронит-сцедит (нужное
- подчеркнуть) нелицеприятные от мозгового беспокойства
суждения...
Нет, И. Кукулин не таков, не таков! Он вполголоса
похвалил великого еврокитайского гуманиста: "текст вполне
добротный и профессиональный", - и дал злободневные характеристики
главным героям: дело ведут "суперсыщик Багатур Лобо,
одинокий волк, весь - энергия и грустное мужское обаяние"
(ах!) и "рефлектирующий интеллектуал Богдан Рухович Оуянцев-Сю".
Но самое важное то, что И. Кукулин предпринял попытку обозначить
"три источника и три составные части" ван Заеца.
Осанна!
Ван Заец уподоблен марксизму, самому зажигательному учению
современности, самому массовому и самому действенному, учению
"верному - потому что истинному (вар.: правильному)"!
Интермедия: Те, кто не помнят аналогично именованную
статью б. вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ульянова-Ленина
(родился 22 апреля 1870 года - умер 21 января 1924 года; seid
bereit! - immer bereit!), маршируют в накопитель и накапливаются
там вплоть до полного осознания своего ничтожества в мировом
историческом процессе.
О чем это я? Ах да! Три источника и три составные
части ван Зайчика по Илье Кукулину - это "1) роман Василия
Аксенова "Остров Крым",
2) Стругацкие и 3) цикл детективных романов Роберта ван Гулика".
Обсуждать названные источники как таковые - являются
ли они источниками, либо нет, а если да, то в какой мере -
я не стану, потому что ван Заец - как художественный текст,
как мировоззренческий комлекс, как новая национальная идея,
как система нравственных императивов (выбранное - подчеркнуть)
- открыт для всех. И чем больше сопричастных/созвучных текстов
будет названо, тем очевиднее будет подлинное место ван Заеца
в истории мировой литературы. Степень же сопричастности и
созвучности являет собой область непосредственно и собственно
литературоведческих штудий, время которых еще не пришло.
В любом случае, статья Кукулина - явный шаг вперед
в деле многотрудного познания ван Заеца:
"Разбита цепь невежества и мрака.
И вот в избе любого мужика
Читают утром повесть Пастернака,
А вечером романы Пильняка!"
Одно несообразно в статье И. Кукулина - вывод:
роман ван Заеца "добротно написанный, но ксенофобский".
Откуда сие? Ордусское общество, как оно предстает в "Деле
жадного варвара", вовсе не постулируется как лучшее и
самодостаточное. Это просто общество, где сняты и решены -
"под сенью морально-этического учения Конфуция"
самые болезненные вопросы современной жизни. Ордусское общество
открыто городу и миру: нет ни тени намека на отгороженность
или отъединенность; гостей страны ("гокэ") видеть
ордусянам и радостно и приятно. Просто перед нами страна,
которая принципиально идет по ДРУГОМУ пути развития: если
западный (варварский) путь - это путь технократической цивилизациии,
то выбор Ордуси лежит в лоне культуры, когда всякое техническое
изобретение и новшество должно быть нравственно оправдано.
Ордусь - тоже герой романа, и еще какой герой! Не случайно
на Форуме
так часто звучит: "Хочу в Ордусь!"
И уж совсем осталось мне непонятно - где в романе
И. Кукулин нашел признаки киберпанка? Нешто все романы, где
так или иначе задействована Сеть, ставятся корешками вслед
за Уильямом Гибсоном?..
|