Латинское ╚imperium╩, когда бы оно не прижилось
в русском языке на правах полноправного слова ╚империя╩, самым
естественным образом должно было переводиться словом ╚держава╩.
Ведь это не просто ╚государство╩, а в первую очередь такое
государство, во главе которого стоит ╚самодержец╩, то есть
держатель земель и людей, на оных землях проживающих. Summa
imperii - верховная власть, владычество, господство.
Слово ╚держава╩ известно с XI века. ╚Тело
крепится жилами, а мы, княже, твоею державою╩, - писал еще
Даниил Заточник. Долгое время в различных сочетаниях это слово
присутствует как определение: ╚державно и твердо╩ - то есть
исключительно крепко, твердо и надежно. Держава - то, что
держат (╚владение╩). ╚Держава и крепость╩ - это сильное правление,
могучая власть, крепкая рука.
Для обозначения государства слово ╚держава╩
стало употребляться с XVII века. Слово ╚империя╩ явилось ему
на смену в XVIII веке и стало последним в ряду слов, отражающих
историческое понимание единства земель под владетельной рукой:
╚язык-земля-страна-государство- царство-держава-империя╩.
Все эти слова возникали одно за другим, отражая последовательную
смену представлений о земле, о стране, о власти, поскольку
каждое существенное изменение социального и политического
устройства необходимо требовало и нового термина (В. В. Колесов.
Держава // В. В. Колесов. Мир человека в слове Древней Руси.
Л., 1986, с. 274-278). И каждый раз новый термин фиксировал
усиление верховной власти и терминологически закреплял увеличение
земель и территорий, в ведении этой власти находящихся.
╚Держава╩ - по сути предчувствие империи,
или империя, обращенная внутрь себя - собирающая и объединяющая
исконные земли под сильную и крепкую руку могучей власти,
власти-защитницы и охранительницы территориального единства.
Непосредственно ╚империя╩ для России - это Русская держава
после Петра I, обратившая свои взоры вовне страны: непрерывно
расширяющееся, увеличивающее и осваивающее новые территории
государство, в котором крепкая государственная власть находит
свое предельное выражение в особе императора-самодержца. Движущий
принцип жизни - постоянное расширение при одновременном
сохранении этнических и культурных особенностей народов, образующих
тело империи.
Толковые словари, в которых зафиксирован
сухой остаток значения слов, определяют империю как ╚монархическое
государство, во главе которого стоит император╩ (например,
╚империя Карла Великого╩). Это первое и основное словарное
значение слова. Второе значение сформировалось позднее: ╚крупная
империалистическая колониальная держава╩ (например, ╚Британская
империя╩). (Словарь русского языка / В 4 тт. Москва:
╚Русский язык╩, 1985-1988. Т. 1, с. 662.) Во втором случае
важно определение ╚империалистическая╩ - речь идет о новой
эпохе, когда захват новых земель стал обозначать также захват
новых рынков сбыта. Мы наблюдаем здесь все то же стремление
к постоянному расширению, однако имперская идея продвигается
нацией, которая в культурном и экономическом отношении выше.
Возникает разделение на ╚метрополию╩ и ╚колонии╩.
В последнюю четверть XX века слово ╚империя╩
приобретает новое со-значение, отразившееся в словосочетании
╚империя зла╩. Империя зла - это государство, ведущее захватническую
политику под лозунгами некой идеи, единственным аутентичным
носителем которой выступает ╚вождь нации╩.
Подобная империя есть в первую очередь торжество
идеологии. Подавление инакомыслящих является ее формообразующим
признаком. Это Третий Райх и Гитлер - и война против всего
мира ради нового арийского Порядка. Это Советский Союз и Сталин
- и активное присоединение новых территорий во имя торжества
идей коммунизма и интернационализма. Наконец, это каждая империя
абсолютного Зла, претендующего на власть над миром, - начиная
от романа ╚Властелин колец╩ Толкина и заканчивая фильмом ╚Звездные
войны╩.
Такая империя уже не просто собирает земли
под власть императора, и даже не столько захватывает земли
для расширения торгового и рыночного пространства; она подавляет
захваченные земли, утверждая себя как единственную непререкаемую
ценность.
В нынешнюю пору, когда имперская идея начинает
╚овладевать массами╩ и пробировать себя в произведениях самых
разных русских писателей, мы находим в литературе и критике
все оттенки значения слова ╚империя╩.
Заслуживают внимания две недавние статьи.
Первая принадлежит перу писателя и критика Дмитрия Володихина
и называется так: ╚НЕОАМПИР:
Имперская идея в российской фантастике стала продаваемой╩.
Основная ее теза - декларация рождения нового литературного
течения - неоампира, явившегося результатом ╚большой литературной
рокировки, которая скоропостижно поменяла местами мейнстрим
и фантастику в последнее десятилетие╩. Фантастика - как
наиболее продуктивная и живая часть литературного процесса
- вызвала к жизни специфический подвид литературы, целью которого
стал диалог с традицией. ╚Империя представляет собой составную
часть традиционного общества╩, соответственно вопрошания к
и об империи стали частью преодоления старой традиции
и способом формирования новой традиции.
Преодоление чаще всего выражается через
отрицание. Попытка предугадать новую традицию выражается через
приятие. Приятие того, что в империи как державе было осмысленно,
важно и сообразно.
Вторая статья, написанная Сергеем Князевым,
называется еще более претенциозно: ╚Имперское начало литературы╩
(газета ╚Книжное обозрение╩, ╧ 23-24 от 4 июня 2001 года,
с. 26-27). Сергей Князев посвящает свое исследование имперскому
роману, единственный жанровый признак которого таков: ╚при
том, что действие в нем происходит в настоящее время или в
ближайшем будущем, темпоральным фоном является альтернативная
история, то есть роман должен быть утопией или антиутопией╩.
Имперская идея, по Князеву, настолько актуальна и актуализованна,
что ее присутствие в теле романа по сути становится залогом
коммерческой успешности литературного произведения. Вывод
следующий: ╚Подобно тому, как Империя является социально неизбежной,
имперский роман <...> является неизбежностью эстетической╩.
Оба критика единодушно говорят о коммерческой
востребованности имперской идеи. Идея империи как ╚эйдос╩
(сверху) и ожидание империи (снизу) в самое ближайшее время
могут встретиться в некоей средней точке и воплотиться в жизнь.
Отсюда вопрос: насколько литература может влиять на лицо будущей
империи?
Едва ли сейчас возможна идеологическая империя:
в нынешней России нет харизматического вождя, который бы мог
запалить факел Большой Идеи. Вряд ли возможна и колониальная
империя: как-то не наблюдается вокруг России отсталых в экономическом
и культурном отношении стран. Скорее всего, грядет империя-держава,
понимаемая как собирание и удержание (!) исконных земель под
властью крепкой руки центра (это новый виток традиционной
российской государственности: ведь Российская империя произросла
и осуществилась именно как ╚держава╩, то есть как монархическое
государство, кое ╚держал╩-возглавлял император-Помазанник
Божий).
К чему, то бишь, я? Конечно, любезный читатель,
╚это все о нем╩, о ван Заеце и о его ╚Евразийской симфонии╩.
Тот же Дмитрий Володихин написал о первом романе цикла, известном
как ╚Дело жадного варвара╩: ╚В нем предложена оригинальная
модель колоссальной Евразийской империи, в основу устройства
которой положены конфуцианские принципы, религиозный синкретизм,
державный интернационализм. <...> Сторонники имперской
идеи встретили [книгу] с ликованием. Либеральная критика объявила
[автора] фашистом и ксенофобом. Между тем, [автора] сложно
впрямую и безоговорочно уложить в неоампир. То, что он пишет,
это скорее поиск моделей человеческого общежития, которые
допускают более высокую и чистую этическую доминанту, чем
ныне существующий вариант. Поиск естественным образом упирается
в Империю, как в нечто более традиционное и менее опошленное
тупой дракой за лишний рубль, по сравнению с демократическим
парламентаризмом. <...> Цель [такой] империи не экспансия
и не порядок, а любовь, творчество и счастье╩.
Я привела столь обширную цитату не случайно.
Возможная в будущем и безусловно чаемая значительной частью
общества (╚за Державу обидно!╩) новая российская империя страшит,
пожалуй, людей наподобие Дмитрия Ольшанского, коим всюду чудится
полицейское государство, обутое в имперские сапоги. Своего
рода химера сознания, навеянная страшным советским прошлым.
Лично меня страшит другая империя - вселенская,
планетарного масштаба. Та самая Последняя Империя, которая
сейчас встречается только в фантастической литературе, причем
в двух ипостасях: 1) как Царство и Оплот Тьмы (в фэнтези)
и 2) как образ возможного государственного устройства будущего
- (в научно-фантастических романах и фильмах). Но мне совершенно
очевидно, что эта Последняя Империя родится и возьмет свой
исток не в России. Для России имперская идея не более чем
Путь очередного собирания своих собственных земель. Понятно,
что собирание земель - процесс куда более позитивный, нежели
распад. Ибо всякий распад приближает Последнюю Империю, а
Последняя Империя неминуемо впустит в мир Псов Гекаты.
Империя ван Заеца может служить образцом,
настолько она человечна и притягательна. Здесь император правит
по Небесному Мандату и правит сообразно. Ибо ежели владетель
не заботится о благе народа, Небо отнимает у него мандат,
и воцаряется новая династия. Если же правитель движим в первую
голову народными интересами и чаяниями, Небо к нему благоволит.
В ╚Деле жадного варвара╩, например, иссякают чудесным образом
молибденовые рудники, втихаря скупленные заокеанским ╚другом╩
(в кавычках) Ордуси: так Небо отвечает на молитвы императора.
Империя ван Заеца живет терпимостью - конфессиональной,
политической, человеческой. В ╚Деле незалежных дервишей╩ Асланiвский
уезд наущениями корыстолюбивого главы уезда подумывает выйти
из пределов Ордуси. Но не император и не вразумляющая армия
определяют дальнейшую судьбу Асланiва; само население уезда,
разобравшееся в устремлениях местных управителей, принимает
решение остаться в империи.
Империя ван Заеца духотворна (приоритет
духовных устремлений) и естественна (первородство природы,
частью которой является человек). Она живет не ради себя самой
и не пытается торжествовать в повседневной жизни населяющих
ее людей. Наряду со святостью и непреложностью народной воли
в Ордуси так же уважительно относятся к свободе личности.
Империя не покушается на свободу мысли. В ╚Деле о полку Игореве╩
ученый-генетик Крякутной своею личной волей прекращает опасные
(в перспективе) для человечества научные исследования и притормаживает
своим авторитетом аналогичные изыскания в сопредельных и дальних
странах.
Потому что люди - не для себя одних, и не
только - ╚здесь и сейчас╩. Человек Ордуси равно почтителен
и к предкам и к потомкам, к прошлому и будущему. Наверное,
поэтому будущее у Ордуси - есть. 8)))
|