Лч неоаяв ъпочлуфя
М Смйщке ачл Цчхбуие
Рмпмжочруу
Илужу аейуимжм нуъчпейз
22-чз жйчач "Йялщ вз"
Мпийуиу
Бчъпм цчдчачекье амномъь
asianbanner.ru
Asian Banner Xchange
Asian Banner Xchange
asianbanner.ru

 

ДЕЛО ЖАДНОГО ВАРВАРА:
Из предисловия переводчиков

 
 

 

   Художественный мир, созданный ван Зайчиком, является результатом синтеза усилий и прозрений историка, геополитика и литератора. Решение проблемы стабилизации евразийской оси, занимавшее на склоне лет ван Зайчика все большее место в его размышлениях и чаяниях, описано в его титаническом цикле с потрясающей художественной силой и непревзойденной научной убедительностью.
   Отталкиваясь от исторической случайности - умерщвления в 1257 году сына хана Батыя, наследника престола Золотой Орды Сартака (Сартак преклонялся перед русской культурой вообще и православием в частности, был другом и побратимом Александра Невского), - ван Зайчик создал версию мира, где Сартак не был отравлен. Следствием этого явилось быстрое и плодотворное сращивание Руси и Орды - значительно более быстрое, плодотворное и бескровное, чем на самом деле.
   Сотней лет позже, когда китайцы в своем углу Евразии восстали против монгольской династии Юань (1271-1368) и сумели свергнуть ее, массы китаизированных монголов и связавших свои судьбы с юаньской администрацией образованных и деловитых китайцев хлынули в противоположный евразийский угол, в наиболее безопасный, богатый и могучий улус державы Чингизидов - то есть в Ордусь.
   Ордусь сделалась государством почти всеобщего благоденствия уже к тому времени, когда монголов изгнали из Срединной империи - потому и они, и многие китайские чиновники и интеллектуалы предпочли осесть именно здесь, в пусть и холодноватой по климату, но зато гостеприимной, щедрой, изобильной и беззлобной Ордуси. Они принесли с собой еще одну великолепную, древнюю культуру. А это, в свою очередь, сделало возможным следующее чудо. Срединная империя, вскоре после смерти первого императора китайской династии Мин (1368-1644) Чжу Юань-чжана испытавшая жестокий политический кризис, грозивший прямым распадом страны (т. н. война "Цзиннань" 1399-1402 годов), предпочла мирно объединиться на фактически федеративных началах с улусной Ордусью - и тем были спасены и лицо династии, и стабильная целостность страны. Проведенное, в полном соответствии с древним ритуалом, чисто духовное присоединение столь богатой и могучей страны, как Ордусь, продемонстрировало всему Китаю высочайшие способности и личные качества царствующего императора - и гражданская война затихла сама собой. Для Ордуси же присоединение столь мощной, культурной и богатой страны, как Китай, на правах, по сути, одного из равноправных улусов, также не могло не принести поистине неисчислимых экономических, политических и культурных преимуществ.
   Синтез идеалистичности и неотмирности православия с прагматичной, деловитой диалектичностью китайских ╚трех учений╩ , научивших громадные массы евразийского населения мыслить не по принципу "либо так, либо не так (а лучше и вовсе никак)", а по принципу "и так, и этак одновременно", дал поразительную культуру. Опираясь на впитавший эту культуру сино-ордыно-русский национальный характер, уже через полтора века Ордусь сумела почти бескровно организовать колоссальные пространства сердцевинной Евразии на основе подкрепленного безраздельным военным могуществом беспрецедентного в мировой истории культурного, религиозного, этнического и политического плюрализма.
   Возникший в результате этого синкретический мир стал последним прибежищем стареющего ван Зайчика.
   Кто возьмется решить - только ли в мыслях и грезах своих уходил туда прославленный производитель капусты, или и впрямь проводил все свободное время в Александрии Невской, под хмурым северным небом, пронзенном золотыми шпилями и резными пагодами?..

 

 
© Holm van Zaitchik, 2000
© Э. Выхристюк, Е. Худеньков, перевод, 2000
© Чжучи, дизайн, разработка, 2000