Новая книга цикла
"Плохих людей нет (Евразийская симфония)", приписываемого
голландско-китайскому писателю ван Зайчику, полностью соответствует
всем требованиям, которые можно предъявить ко второй части
большого романного цикла. Она развивает все темы, заявленные
в первой части. Она еще больше захватывает читателя, делает
рельефнее это странное государство Ордусь, покрывшее в альтернативном
мире пространство, занимаемое бывшим Советским Союзом, Китаем,
Монголией и еще Бог весть чем... Разные пути приводят героев
цикла, оперативника Багатура Лобо и правоведа Богдана Оуянцева-Сю,
в Асланiвский уезд, где неуклонно селится неприятие центральной
власти и стремление к самоопределению. Стоит ли за этой вымышленной
территориально-административной единицей какая-либо реальная?
Скорее всего, это некая смесь Украины и Чечни. Моменты узнавания
веселят читателя, но не являются основополагающими.
В
основе романа - размышления о причинах центробежных сил, рано
или поздно возникающих во всех крупных государствах. Объемность
роману придает то, что глобальная ситуация в государстве ловко
проецируется на локальное происшествие в семье Богдана. Его
младшая жена собирается в экспедицию со своим земляком, французским
историком и правозащитником Глюксманом Кова-Леви (Ковалев?),
и Богдан со свойственной ему склонностью к рефлексии размышляет:
"И отпустить нельзя, и удержать нельзя; отпустишь - равнодушие,
не отпустишь - насилие. Или все наоборот: отпустишь - уважение,
не отпустишь - любовь... Любовь одновременно и исключает насилие,
и дает право на него..." В конце же, будто в сказке,
все складывается наилучшим образом или, как принято говорить
в Ордуси, сообразно: Жанна остается с Богданом, а мятежный
Аслатнiвский уезд - с Орусью.
|