ДЕЛО НЕПОГАШЕННОЙ ЛУНЫ
об иероглифе "жэнь"

книга >> фрагмент 1 / фрагмент 2 / фрагмент 3 / фрагмент 4 / об иероглифе "жэнь" /

Термин жэнь является одним из основополагающих в конфуцианстве, однако его переводы на европейские языки рознятся, а дать адекватный перевод невозможно в принципе. Все европейские варианты ("гуманность", "человеколюбие" и пр.) неустранимо искажают его смысл.
Иероглиф состоит из двух частей, отчетливо видимых: "человек" слева и "двойка" справа. Он обозначает - или, вернее, символизирует - разом весь комплекс мотиваций, действий, сдерживающих факторов, способов выражения своих мыслей и желаний и так далее, который способен обеспечить устойчивое и по возможности бесконфликтное взаимодействие двух (а в широком смысле - любого количества; тут важно, что более одного, ибо, как известно из Лао-цзы, одно породило два) любых, произвольно взятых людей вне зависимости от соотношения их социальных статусов, национальной или религиозной принадлежности и прочих разделяющих моментов.
Как обычно и бывает, чем более углубленный анализ иероглифа мы предпримем, тем больше анализ этот сулит сюрпризов, которые всегда радостны для пытливого ума. Так, например, легко заметить, что двойка в Китае, в отличие от, например, римской (II), ориентирована не вертикально, а горизонтально. Это недвусмысленно намекает на то, что в Европе двое индивидуумов еще по крайней мере с римских времен интуитивно воспринимались как равные, один с одной стороны, другой - с противуположнойпротивоположной. Это насквозь пронизало европейскую цивилизацию, например, таким неотменяемые и неизживаемым ее атрибутом, как понятие "правого уклона" и "левого уклона" со всеми вытекающими отсюда последствиями (вечное наше "сторонник" и "противник" - отсюда же; кто не с твоей стороны, тот с другой стороны, стало быть, противник, - а ведь это абсурд!). В наше время попытки преодолеть эту неизбывную и, очевидно, опасную рознь привели к не менее опасному результату - доведенной до абсурда политкорректности, то есть отрицанию вообще всяких различий между якобы равными; и потому уже считается, скажем, недемократичным ставить детям оценки за знания - ведь тройкой ты унижаешь неуча по сравнению с отличником, а они должны быть равны! Понятно, что такой подход приводит лишь к доминированию троечников. Троечников в любых занятиях - и по алгебре, и по литературе, и по способностям к творчеству, и по способности любить... Это далеко может завести. Собственно, уже заводит. Те, кто хуже или глупее очень ловко научились пользоваться этой привилегией, дающей именно им массу преимуществ. Я ничего не умею, но меня не назначают руководить тем, что я не умею делать - меня дискриминируют! Я хам и сволочь, и кто-то предпочел мне порядочного и доброго умницу - меня дискриминируют!
В Китае же один из двух обязательно, неизбежно, по определению - ближе к Небу, другой ближе к Земле; один - старше, другой - младше. Да, они неравны, то есть не одинаковы, они лишь взаимодополнительны; зато их и не разносит в стороны. Поэтому поведение жэнь, обеспечивающее ненасильственную взаимодополнительность, отнюдь не является одним и тем же для обоих поведением. Это чрезвычайно существенный момент: индивидуумы в равной степени обязаны реализовывать в своем поведении жэнь, но это не значит, что они обязаны вести себя одинаково, равным образом. Наоборот, равенство обязанностей по реализации жэнь приводит к неравенству в поведении. Потому что, говоря обобщенно, тот, кто ближе к Небу, естественным образом берет на себя, насколько он в состоянии и насколько требует ситуация, функции Неба, тот, кто ближе к Земле - функции Земли, и так далее.
Уклонение от нормы жэнь порождает конфликты, а следование ей - минимизирует возможность их возникновения. Норма же правого и левого уклонов несет семена конфликтов уже в себе самой.
Размышляя над простенькой разницей в начертании двух черточек, можно придти к еще более интересным соображениям. Ну, например. Известно, что у всех стадных животных, начиная уже, скажем, с крыс и кончая обезьянами и человеком, всегда существует достаточно сложное разделение ролей в группе. Ролевое распределение, неравенство функций и обязанностей естественно для всякого коллектива. Это неравенство неизбывно и неотменяемо, оно только и обеспечивает слаженную жизнь всей группы в целом. Но как раз оно-то и выражается горизонтальным пониманием двойки. Вертикальное же ее понимание чревато тем, что и произошло с европейской цивилизацией: всякий равный всем, но единственный для себя самого, противопоставляющий себя всем остальным индивидуум начинает стремиться (и общество, грозя ему понятиями "лузера" и "лузерства", прямо вынуждает его к этому) играть все роли разом, причем в каждой пытаясь достичь первенства.
Эти попытки противоестественны, они не в согласии с самой природой стадного животного. Итог - повальное психическое нездоровье, постоянные депрессии, срывы, мании, немотивированная и истеричная агрессия, ярче всего проявляющаяся в ставших уже системой (особенно в США - стране наиболее полной индивидуальной свободы и наибольшего ужаса перед перспективой оказаться "лузером") "школьных расстрелах".
В свете того же как нельзя лучше видна нелепость былых восхищений взглядами, которые разделялись в свое время, например, даже такими людьми, как академик Сахаров, а кое-где модными и по сей день. "К замечаниям о статье Михайлова. Цитата: "Родина - не национальное и не географическое понятие. Родина - это свобода!" Как хорошо!"
Поняв жэнь, понимаешь - это все равно, что сказать: "Семья - не мама и не отец, не муж и не жена, и не дети. Семья - это я!" Теперь мы уже отлично знаем, что происходит с теми семьями, в которых начинают царить подобные доктрины - и что там получается насчет деторождения, а значит - и насчет будущего...
Так что глубокомысленная медитация над простым, казалось бы, иероглифом - не метафора и уж, конечно, не красивое безделье. Многое можно понять, сидя в задумчивом покое и просто глядя на иероглиф жэнь...

книга >> фрагмент 1 / фрагмент 2 / фрагмент 3 / фрагмент 4 / об иероглифе "жэнь" /

© Holm van Zaitchik, 2005 © Э. Выхристюк, Е. Худеньков, перевод с китайского, 2005 © И. Алимов, дизайн, разработка, 2004