Св хеиюфб тйивсцмф
asianbanner.ru
Asian Banner Xchange
Asian Banner Xchange
asianbanner.ru

 
АРХИВ
 

Сандра Кассь

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МИР
ВЫДУМАННОГО ЧЕЛОВЕКА

[оригинал]

 

 

   Эти книги привлекают внимание прежде всего именем автора - Хольм ван Зайчик. Для несведущих поясню: есть известный голландский китаевед, Роберт ван Гулик, автор целой серии детективных романов про судью Ди. Прототип судьи Ди √ реальное лицо, жившее в VII веке нашей эры. Кстати, очень хорошие, живо написанные, интересные книги с китайскими средневековыми реалиями, восточным колоритом, захватывающими детективными сюжетами┘ Словом, параллель прослеживается. Тем более, что в произведениях Хольма ван Зайчика судья Ди тоже фигурирует, правда, в образе огромного рыжего кота. Причем кот принимает активное участие в расследовании. Реинкарнировался, наверное. Но кто же такой сам Хольм ван Зайчик?
   Предисловие редакторов, переводчиков и издателей преподносит нам биографию и судьбу этого необычного человека. Ван Зайчик родился в 1911 году. Он голландец по происхождению, всю жизнь живет на Востоке и пишет исключительно по-китайски. В означенных предисловиях он назван ╚еврокитайским гуманистом╩. В предисловии к первой книге ╚Евразийской симфонии╩, ╚Делу жадного варвара╩, рассказывается об истории обретения рукописи.
   Оказывается, Хольм доверял тексты своих произведений не многим (хотя во всех селах Китая ставят его пьесы), и китаисты всего мира локти кусали с досады, что не могут его перевести. И вот однажды на рубеже 1999/2000 годов переводчик с китайского Евстафий Иольевич Худеньков получил по e-mail письмо с заголовком ╚Время пришло. Хольм╩ и с текстом. Худеньков немедленно позвонил своей аспирантке Эмме Выхристюк, и они вместе перевели текст. Результат √ три детективные повести: ╚Дело жадного варвара╩, ╚Дело незалежных дервишей╩ и ╚Дело о полку Игореве╩, которые составляют первую цзюань (то есть первый свиток) ╚Евразийской симфонии╩. Значит, будет и еще, тем более, что переводчики со слезами восторга говорят о пьесе ╚Дело поющего бамбука╩.
   Ну, что тут долго говорить! Понятно, что Хольм ван Зайчик √ это Козьма Прутков. Что сей ╚голландец╩ на самом деле √ группа российских авторов. Думаю, что переводчики Выхристюк и Худеньков тоже выдуманные персонажи. Так что фантазия у авторов отменная √ литературная мистификация с потрясающим сочетанием жанров!
   Итак, выдуманный автор Хольм ван Зайчик создал альтернативный мир. Проведем маленький экскурс в историю: в XIII веке существовал сын Батыя Сартак, друг и побратим Александра Невского, оказавший ему большую помощь в Ледовом побоище. В реальности Сартака отравили в 1257 году. В мире ван Зайчика он выжил и вместе со своим побратимом создал огромное государство Ордусь (Ордорусь), со столицей в Ханбалыке (в нашей реальности √ Пекин), государство, раскинувшееся от Желтого до Балтийского моря и от Северного Ледовитого океана до┘ даже не знаю, на каком юге Азии оно заканчивается. Может быть, Александр с Сартаком сапоги в Индийском океане вымыли. Причем заложено было это государство не где-нибудь, а на поле Куликовом.
   Ну, а само действие происходит в конце XX века в городе Александрии-Невской, на берегах реки Нева-хэ. Город назван понятно в честь кого и понятно кому отлит памятник, который называют Медным всадником. Два главных героя √ человекозащитник Багатур ╚Тайфэн╩ Лобо (по-нашему √ инспектор или комиссар, наверное) и Богдан Рухович Оуянцев-Сю, минфа (╚проникший в суть законов╩). Первый буддист, второй православный. Первый холост, второй женат. Причем первая жена √ мусульманка Фирузе, а вторая, временная √ француженка Жанна.
   Уклад жизни в Ордуси сильно отличается от привычного европейского, американского и российского. Причем отличается, как ни странно, в выгодную сторону. Многоженство, жена должна ╚служить мужу с совком и метелкой╩. Фирузе говорит об этом так: жена без мужа √ что слуга без хозяина, муж без жены √ что сокровище без присмотра. А на замечание Жанны, что у них, мол, слуги рады-радешеньки, когда хозяина нет дома, отзывается так: это у вас они радуются, поскольку служат только за деньги. А у нас все по-другому.
   Телесные наказания? Минфа объясняет молоденькой европейской жене это очень просто √ а как еще наказывать? Штрафами? Так ведь доходы у людей разные! Для одного сумма штрафа √ несколько дней жизни, для другого √ карманные расходы. А кожа у всех одинакова┘ вот только у богатых нежнее. Так богатый и воспитание получает лучшее, а значит, и законы в большей степени соблюдать должен! Впрочем, есть еще один вид наказания √ удержание части жалованья. Ну, а самая страшная кара √ бритье подмышек и ссылка в Соловецкий острог.
   Императорская власть, поставленная Небом и одобренная Народом. Известно, что в Китае со времен глубокой древности существовало понятие ╚мандат Неба╩. То есть Император должен править честно и справедливо, иначе он утратит доверие народа, следовательно, утратит ╚мандат Неба╩ и будет свергнут. Все это выгодно отличается от европейского деспотизма под маской демократии!
   А еще √ мирное сожительство религий. Выше всех в Ордуси, естественно, стоит конфуцианство √ справедливый и мудрый уклад жизни. В Александрии-Невской кричат муэдзины, бьют колокола православных церквей и буддийских храмов, в любимой таверне Багатура сидит йог. Дервиш, православный и буддийский монах с равным уважением приветствуют друг друга и даже совершают совместные священнодействия, и человек любого вероисповедания может обратиться за советом и помощью в храм Конфуция. Что более ценно √ Яса Чингисхана, крест Сысоя, мандала, написанная рукой Шакьямуни, или волосы из бороды Пророка?
   Здесь тормозят прогресс, но не из консерватизма. А потому, что прекрасно знают: человеку необходима природа, и ее надо беречь. Можно покупать каждые три года новую машину и работать во имя этого до упаду, можно строить новые заводы и потреблять, потреблять, потреблять┘ А можно в свободное время любоваться полной луной, жасмином, полетом облаков, течением воды, и все это под музыку, и все это со сложением стихов, с упражнениями в живописи и каллиграфии, да с хорошей компанией! Ну скажите сами, что делает жизнь человека богаче? Запад √ мир потребления или Ордусь √ мир культуры?
   Казалось бы, все должно идти благополучно в Великой Ордуси. Ан нет, здесь совершаются ╚человеконарушения╩, причем на национальной почве. Люди, знакомые с реалиями развала Советского Союза и с современной политикой, легко могут отыскать главных виновников среди главных ╚человеконарушителей╩ √ только имена-фамилии немного изменены. Может, им и удалось развалить Союз┘ но вот Ордусь им не развалить. Почему? Да просто потому, что люди это ущербные. Один по сути дела еще варвар, из недавно присоединившейся к Ордуси Балтии √ а потому жадный и суетный человек, без родины, без идеалов, без чести, совести и морали; второй развел дикую национальную и исламистскую рознь в Асланiве (явный Киев!), как потом признался √ единственно ради обретения клада. А третий вообще несчастный и ущербный человек с бескрылой душой. И единственная опора, которую он для себя нашел, √ русский национализм, даже фашизм, бей жидов (а также китайцев, монголов, половцев и прочих), спасай Россию! ╚Богдан, - с изумлением спрашивает монгол Баг русского напарника, - вот скажи, я тебя притесняю?╩ ╚А как же, - саркастически отвечает Богдан, - сплю и вижу, как бы удавить и тебя, и Фирузе, и начальника моего, Мокия Ниловича Рабиновича!╩
   ╚Вновь и вновь ван Зайчик идет путем столь полюбившейся ему китайской культуры: думая о главном, не забывает малого; прозревая сущее, видит движение тени; обращаясь к Вечности, наслаждается сиюминутным. Он проницает проблемы будущего века и прозревает их истоки в прошедших эпохах. Наконец, он создает дивной притягательности мир, где едиными чаяниями произрастает в мире гармония, и в силу того самый мир получает надежду быть╩.
   Так заканчивает предисловие к ╚Делу о полку Игореве╩ редактор Ольга Трофимова - редактор? один из авторов? выдуманное лицо?

 

 
© С. Кассь, 2002
© Чжучи, дизайн, разработка, 2000-2001