ДЕЛО ЖАДНОГО ВАРВАРА
из предисловия переводчиков
книга >> из
предисловия переводчиков / фрагмент
1 / фрагмент 2 /
фрагмент 3 / гатхи баоши-цзы /
Художественный мир, созданный ван Зайчиком, является
результатом синтеза усилий и прозрений историка, геополитика и литератора.
Решение проблемы стабилизации евразийской оси, занимавшее на склоне
лет ван Зайчика все большее место в его размышлениях и чаяниях,
описано в его титаническом цикле с потрясающей художественной силой
и непревзойденной научной убедительностью.
Отталкиваясь от исторической случайности - умерщвления
в 1257 году сына хана Батыя, наследника престола Золотой Орды Сартака
(Сартак преклонялся перед русской культурой вообще и православием
в частности, был другом и побратимом Александра Невского), - ван
Зайчик создал версию мира, где Сартак не был отравлен. Следствием
этого явилось быстрое и плодотворное сращивание Руси и Орды - значительно
более быстрое, плодотворное и бескровное, чем на самом деле.
Сотней лет позже, когда китайцы в своем углу Евразии
восстали против монгольской династии Юань (1271-1368) и сумели свергнуть
ее, массы китаизированных монголов и связавших свои судьбы с юаньской
администрацией образованных и деловитых китайцев хлынули в противоположный
евразийский угол, в наиболее безопасный, богатый и могучий улус
державы Чингизидов - то есть в Ордусь.
Ордусь сделалась государством почти всеобщего благоденствия
уже к тому времени, когда монголов изгнали из Срединной империи
- потому и они, и многие китайские чиновники и интеллектуалы предпочли
осесть именно здесь, в пусть и холодноватой по климату, но зато
гостеприимной, щедрой, изобильной и беззлобной Ордуси. Они принесли
с собой еще одну великолепную, древнюю культуру. А это, в свою очередь,
сделало возможным следующее чудо. Срединная империя, вскоре после
смерти первого императора китайской династии Мин (1368-1644) Чжу
Юань-чжана испытавшая жестокий политический кризис, грозивший прямым
распадом страны (т. н. война "Цзиннань" 1399-1402 годов),
предпочла мирно объединиться на фактически федеративных началах
с улусной Ордусью - и тем были спасены и лицо династии, и стабильная
целостность страны. Проведенное, в полном соответствии с древним
ритуалом, чисто духовное присоединение столь богатой и могучей страны,
как Ордусь, продемонстрировало всему Китаю высочайшие способности
и личные качества царствующего императора - и гражданская война
затихла сама собой. Для Ордуси же присоединение столь мощной, культурной
и богатой страны, как Китай, на правах, по сути, одного из равноправных
улусов, также не могло не принести поистине неисчислимых экономических,
политических и культурных преимуществ.
Синтез идеалистичности и неотмирности православия
с прагматичной, деловитой диалектичностью китайских "трех учений",
научивших громадные массы евразийского населения мыслить не по принципу
"либо так, либо не так (а лучше и вовсе никак)", а по
принципу "и так, и этак одновременно", дал поразительную
культуру. Опираясь на впитавший эту культуру сино-ордыно-русский
национальный характер, уже через полтора века Ордусь сумела почти
бескровно организовать колоссальные пространства сердцевинной Евразии
на основе подкрепленного безраздельным военным могуществом беспрецедентного
в мировой истории культурного, религиозного, этнического и политического
плюрализма.
Возникший в результате этого синкретический мир стал
последним прибежищем стареющего ван Зайчика.
Кто возьмется решить - только ли в мыслях и грезах
своих уходил туда прославленный производитель капусты, или и впрямь
проводил все свободное время в Александрии Невской, под хмурым северным
небом, пронзенном золотыми шпилями и резными пагодами?..
книга >> из
предисловия переводчиков / фрагмент
1 / фрагмент 2 /
фрагмент 3 / гатхи баоши-цзы /
|